Эдип индивидуальный и Эдип социальный: два измерения темы

Эдип индивидуальный и Эдип социальный: два измерения темы

13-я научно-практическая конференция СПП

Метельская Юлия Сергеевна
Тренинговый аналитик  ECPP (Vienna, Austria), член РАПК (Ярославль)
Ведущий: Метельская Юлия Сергеевна
Дата, время: 27.04.2024 12:00:00
Адрес:
Стоимость: 11 000 ₽
Стоимость (для членов СПП): 9 000 ₽

Структура

Фрейд открыл Эдипов комплекс  в период работы над  анализом собственных сновидений и написания «Толкование сновидений». С тех пор в психоанализе под Эдиповым комплексом понимают инфантильные переживания ребенка по отношению к своим родителям, или объектам, их замещающим. Впоследствии эти переживания становятся основой фантазмов, которые могут оживляться и разыгрываться в отношениях с окружающими в течение всей жизни. Эдипов комплекс стал краеугольным камнем психоаналитической теории. Важное значение в возникновении и разрешении эдипова комплекса отводилось страху кастрации. Воздействие угрозы кастрации на завершение эдипова комплекса у мальчика и, наоборот, начало эдипова комплекса у девочки З. Фрейд рассматривает в том числе и в работе «Гибель эдипова комплекса» (1924). Приводя доказательства универсальности эдипова комплекса и комплекса кастрации, З. Фрейд часто апеллирует к легендам и мифам, указывая, что они свидетельствуют о настоящем перевороте в эмоциональной жизни ребенка, об ужасе, связанном с комплексом кастрации.

В психоанализе существуют два измерения Эдиповой темы: социальный Эдип ("Тотем и табу", 1913) и индивидуальный Эдип ("Я и Оно", 1923) Они, частично перекрывая друг друга не сводимы один к другому. Чаще всего в психоанализе придерживаются индивидуального измерения, и с этой позиции предпринимают попытку рассмотрения в том числе и культурных феноменов. Но сам Фрейд, и вслед за ним Ж.Лакан (разделяя воображаемое и символическое) продолжали держаться и за индивидуальное, и за социальное измерение.
Мы рассмотрим, в чем отличие данных подходов на примере интерпретации ритуалов мужской инициации. Для глубокого понимания того, как эдипальная проблематика проявляется на индивидуальном уровне и уровне культуры, необходимо обращение к социальному измерению Эдипова комплекса, изложенному З. Фрейдом в «Тотем и табу». В этом направлении идет лакановский анализ, делая особое ударение на фаллосе, но находясь при этом в русле темы первобытной орды и первобытного отца. Концепция символического, воображаемого и реального дает возможность разделить воображаемую кастрацию и символическую, пенис и фаллос. Это  помогает понять феномены, находящиеся за пределами индивидуальной психики. В частности, для понимания смыслов ритуалов мужской инициации первобытных племен недостаточно наблюдения ритуала (уровня воображаемого) – необходимо еще обращение к символическому  уровню - толкованию мифов, которые сопровождают ритуалы инициации. И тогда становится очевидно, что структурно ритуалы мужской инициации, дериваты которых сохраняются и в современном обществе, повторяют миф о первичной орде, воспроизводя его символически.

Понимание Эдипова комплекса через призму концепции символического, воображаемого и реального позволяет рассматривать с аналитической точки зрения очень сложные феномены, как клинические, так и культурные, не патологизируя их, и не редуцируя до уровня воображаемого.

Поделиться:

Запись итога события


Мероприятие закончилось, но вы можете приобрести видеозапись, как оно прошло.

Авторизуйтесь для оплаты
Присоединяйтесь к кабинету Присоединиться