Жертвоприношение. Где выход?

Жертвоприношение. Где выход?

13-я научно-практическая конференция СПП

Луговых Наталья Александровна
Врач-психиатр-психотерапевт, кандидат медицинских наук, тренинговый аналитик ЕКПП
Ведущий: Луговых Наталья Александровна
Дата, время: 27.04.2024 12:00:00
Адрес:
Стоимость: 11 000 ₽
Стоимость (для членов СПП): 9 000 ₽

Структура

Доклад начинается с интереса и одновременно сарказма, заключенного в названии «Жертвоприношение. Где выход?». Вопрос обращен к легенде о мастере Маноле и одновременно к возможностям психоаналитической работы с патологическими формами мазохизма.

В докладе затрагиваются наиболее интересные моменты, на наш взгляд, касающиеся широкого спектра феноменов мазохизма, как нормальных, так и патологических, имеющих общее качество аутодеструктивности и получения сознательного или бессознательного удовольствия от страдания. Отто Кернберг пишет, что на одном полюсе мы обнаруживаем столь мощную саморазрушительность, что самоустранение или устранение самоосознания является ведущей мотивирующей силой, Андре Грин (1983) называл это “нарциссизмом смерти”, так что мазохистическая психопатология плавно переходит в психопатологию примитивной и тяжелой агрессии. На другом конце спектра здоровая способность жертвовать собой за семью, других или за идеал, воплощающая сублиматорные функции исходящей от Супер-Эго готовности к страданию, не может быть сочтена патологической. Бенно Розенберг на основе принципов второй теории влечений З. Фрейда предложил понятия «мазохизм смерти», или «смертоносный мазохизм», и «мазохизм жизни», или «мазохизм – хранитель жизни».

С легкой руки Аурелии Коротецкой, из ее предисловия (2017) к русскому изданию монографии Бенно Розенберга (1991), произошла наша встреча с одним из главных мифов балканского народа, легендой о мастере Маноле, о строителе, который принёс в жертву свою жену, поместив её внутрь стен строившегося здания. Этот мотив, для которого существовали исторические прообразы, восходит к архетипическому обряду строительной жертвы. Жертвоприношение необходимо для того, чтобы ввести в дом душу, вдохнуть в постройку жизнь, сделав её вечной. Несомненно, эта история о мазохизме, где в центре жертвоприношение, алтарь, провидец, палач. Как и полагается по закону жанра, история Маноле, гиперболизированная, но поднимающая массу вопросов: а возможна ли жизнь без разрушительности? Нам известен фрейдовский ответ: жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом именно для того, чтобы жизнь могла продолжаться.
Но все же, где выход? Предлагаю совместно задаться этим вопросом.


Поделиться:

Запись итога события


Мероприятие закончилось, но вы можете приобрести видеозапись, как оно прошло.

Авторизуйтесь для оплаты
Присоединяйтесь к кабинету Присоединиться